Прайс-лист на модели подвижного состава городского транспорта

E-mail: pant@klax.tula.ru

Клуб ТТТ, мастерская ДеМо

Производство моделей городского транспорта
«Как я стал моделистом, или история зарождения модельного производства»
Еще в дошкольном возрасте родители купили мне первый набор модельной железной дороги в масштабе 1:160 (N) производства фирмы «PIKO» из Восточной Германии. С ним я просто любил играть, но до настоящего времени он не сохранился.
С 1987 по 1990 годы я проживал в Чехословакии (города Брунталь и Ельшава). В небольшом по российским меркам, но красивом городе Брунталь был замечательный магазин «HORAL», где был целый отдел модельных железных дорог. Так у меня появилась модельная железная дорога. Сначала типоразмера «НО», но я очень быстро перешел на «ТТ». На мой взгляд, типоразмер «ТТ» – это наилучшее решение для малогабаритных российских квартир, ведь недаром он с английского переводится как «доска стола», т.е. как настольная дорога.
До 1991 года я много путешествовал по железной дороге, сначала ездил из Украины, где жил до середины 1987 года, в Россию. Потом летом 1987 года много ездил по Закарпатской области Украины на электропоездах, когда родители оформляли документы на выезд в ЧССР. На территории от города Мукачево (по-украински Мукачеве) до приграничной станции Чоп было много перегрузочных пунктов, где с вагонов из Европы разгружался и загружался на вагоны СЖД (Советские железные дороги) весь советский импорт из стран Восточной Европы. Поэтому мне приходилось видеть много чешских трамваев Т-3SUCS,Т-6В5, КТ-4SU, троллейбусов S-14Tr и S-15Tr и венгерских (мадьярских) автобусов «Икарус», а также импортируемой Советским Союзом железнодорожной техники, включая чешские электровозы и маневровые тепловозы, венгерские вагоны дизель-поездов. Особенно мне нравились трамваи и пассажирские вагоны производства ГДР, окрашенные в серебристый цвет. Тогда после этих поездок у меня зародилась первая мысль иметь свой миниатюрный мир с железной дорогой и городским транспортом, именуемый макетом.
Начинать осуществлять свою мечту относительно макета я начал только в 1991 году в возрасте 16 лет, когда я оказался на своей родине в Туле на постоянном месте жительства. До этого по роду деятельности отца мне приходилось часто переезжать с места не место, поэтому строить макет смысла не было.
Начинать строить макет было не просто. Не было тогда ни друзей-моделистов, которые могли бы что-то подсказать, ни специальной литературы, ни модельных магазинов, где можно было бы купить требуемые аксессуары, ни в достатке финансовых средств. Но было большое желание. Теперь по прошествии 10 лет с той поры, когда я начал приобретать первые навыки в моделизме, я могу констатировать, что, находясь в непростых условиях, в том числе и экономических, в которых я оказался после распада семьи моих родителей и переезда на новое место, многое можно сделать самому, главное, чтобы хотелось!
Когда начинал строить макет, у меня было лишь немного путевого материала, купленного еще в Чехии (справедливости ради надо отметить, что удалось его дополнить небольшим количеством рельс, купленных у частников уже в России: Туле и Москве), несколько немецких домиков и деревянные рейки, из которых делал подмакетник. Ни специальных присыпок, ни деревьев, ни аксессуаров – ничего не было. А если что-то вдруг и приходилось видеть в Туле, то не было просто средств купить. Но и в подобных условиях нашел выход. Травяной покров сымитировал из крашенных поролоновых крошек, насыпь из песка и цемента. Стал делать из проволоки и поролона деревья. Постепенно научился проектировать и клеить самодельные здания и сооружения из картона, прокрашивая их нитрокраской. В том числе мною изготовлено такое сложное сооружение, как здание православной церкви.
Сначала на макете была реализована только железная дорога, но потом заметно расширил город самодельными зданиями, и захотелось реализовать свой любимый городской транспорт. Но где достать для макета модели подвижного состава в типоразмере «ТТ», и на какие средства их купить? Даже сейчас, когда в России все- таки уже есть точки, где можно купить из моделей и аксессуаров к макетам очень многое, достать из моделей подвижного состава городского транспорта на «ТТ» почти ничего невозможно, разве, что подержанные модели автобусов «Икарус» немецкого производства. Поэтому однозначно выбор пал в пользу того, чтобы модели делать своими руками из доступных подручных материалов. Первые «модели» были сделаны очень небрежно, мало походили на свои прототипы. Но со временем приходил опыт. Модели все более становились похожими на свои прототипы.
Теперь у меня на столе целый город в миниатюре: улицы, площади, станции железной дороги и остановки городского транспорта (автобус и троллейбус), троллейбусная линия, и все это в основном сделано своими руками. В большинстве домов реализовано освещение. В вечернее время улицы города также освещаются. Установлено свыше сорока фонарей, которые изготовлены из «сосалок», внутри которых находится проводка, а в качестве осветительных элементов выступают миниатюрные светодиоды.
Впоследствии стал проектировать и делать стендовые модели трамваев (на полку) в нестандартном масштабе 1:66. Кузов таких моделей, впрочем, как и в масштабе 1:120, изготавливается из картона. Снаружи он прокрашивается нитрокраской в 2-3 слоя. Рамы окон выполнены в более ранних моделях из проволоки, в более поздних – из ниток. Изнутри кузов проклеен еще одним слоем картона, который прокрашен слоем нитрокраски и создает интерьер салона. Между кабиной водителя и пассажирским салоном, как и положено, сделана перегородка, дверь которой открывается. В салоне установлено требуемое количество сидений. Реализованы панель управления в кабине, маршрутные указатели, имитация светильников и многие другие элементы реального вагона. Двери в моделях открываются. При работе с кузовом были учтены и более мелкие детали, придающее модели большее сходство с прототипом: стекло заднего вида, стеклоочистители, буфера, сцепные устройства и т.п. Токоприемники в ранних моделях делались из проволоки, сейчас из проволоки изготавливаются только штанговые и бугельные токоприемники, а пантографы собираются из нескольких элементов из картона. Кстати, и миниатюрные копии в типоразмере «ТТ» имеют упрощенный интерьер салона!
Единственным существенным недостатком пока является не слишком высокое качество покраски.
Если миниатюрный транспорт в масштабе 1:120 делается в большей степени под потребность макета, даже троллейбусы имеют свои бортовые номера, то копии, изготовленные в масштабе 1:66, имеют реальные прототипы в Туле или Москве. Из моделей в типоразмере «ТТ» в моей коллекции можно встретить троллейбусы ЗиУ-9, ЗиУ-10, «Икарус-280Т», трамвай Т-3М, автобусы «Икарус», «Альтерна» и ПАЗ-3205. Из выставочных моделей имеются как те, прототипы которых еще сегодня можно встретить на улицах наших городов (трамвайные вагоны Т-3 (трехдверный, двудверный,), Т-3 в варианте платформы, Т-3М, КТМ71-608К), так и те, прототипы которых уже выведены из эксплуатации и являются музейными экспонатами (Х, БФ, КТМ-1, К-2). Разумеется, коллекция в дальнейшем будет пополняться за счет создания новых образцов. Ведутся работы по изготовлению нового макета в типоразмере ТТ с троллейбусом и действующей трамвайной линией, где будет «работать» и модель чешского трамвая серии Т-3М (Т-6В5).
В отношении моделей была проведена совместная с музеем при МПТП «Тулгорэлектротранс» программа. Среди его экспонатов достойное место заняли модели трамваев серии Х, грузовой Т-3, двухдверный Т-3, Т-3М(Т6В5), КТМ71-608К и КТМ-1, изготовленные в масштабе 1:66. И если натурный вагон серии Х до сих пор можно встретить на территории ремонтного – механического производства при МПТП «Тулгорэлектротранс», то увидеть трамвай КТМ-1 в городе оружейников уже не представляется возможным. Хотя туляки и сохранили для потомков поезд КТМ/КТП-1, в феврале 1999 года он был передан московскому музею пассажирского транспорта. Для тульского музея в дополнении к моделям трамвая была изготовлена диорама в масштабе 1:120 на тему тульского троллейбуса и сама машина модели ЗиУ-9. Несколько моих моделей «рогатых» нашли свое место и в частных коллекциях любителей. Постепенно стали находится люди, которым были интересны мои модели для личных коллекций или собственных макетов. Таким образом, собственное увлечение со временем переросло в небольшое модельное производство!
Условия заказа моделей и для коллег моделистов: pant@klax.tula.ru
Денис Денисов



Hosted by uCoz