Владимир Высоцкий в моей жизни

  У поколения, родившихся  середине 70-х годов, чье мировоззрение формировалось на стыке двух систем, были свои кумиры. Особенно любим был рок. Из отечественных музыкантов мы слушали Виктора Цоя, Андрея Макаревича, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова и так далее. Но это ни в коем случае не означает, что песни Владимира Высоцкого проходили мимо нас. Нет, они, пронизанные глубоким смыслом, были рядом с нами. Их записывали и слушали родители, преимущественно отцы. А иногда мы и сами включали лсамиздатовские╗ кассеты и тогда решали проблемы Бермудского треугольника Е

  Что приходит на память сейчас? С чего начиналось мое знакомство с Высоцким? Купленный родителями проигрыватель и несколько пластинок с песнями Высоцкого, которое очень нравились моему отцу. Когда мне было лет десять- одиннадцать очень нравилась песня лЧерное золото╗ и фраза :"Мы золото отнимем у чертей, свои котлы топить им будет нечемЕ " . Едва ли я тогда думал о тяжелом, подчас адском труде шахтеров. Вероятно, привлекал некий напор, который ощущался в словах песни, с которым хотят добыть (отнять) черное золото, а, в общем, обыкновенный уголь. Мелодично звучала лСкалолазка╗, по комнате разносились слова песни лХорошую религию придумали индусы╗, последняя нравилась как мне, так и родителям. Вроде шуточная песня, а, тем не менее, и в ней заложен определенный смысл. Родители же обсуждали строки песни: лпесенка ни про что, или что случилось в Африке╗. Как в жизни говорили они, слушая слова последнего куплета:

       Е Пусть Жираф был не прав,Ц

            Но виновен не Жираф,

            А тот, кто крикнул из ветвей:

         лЖираф большойЦ ему видней!╗

  В те годы  я особо не придавал  значению слов этой песни, просто она нравилась родителям, что вызывало уважение к ней. лУтренняя гимнастика╗  запомнилась тем, что родители говорили об изъятом из песни куплете. Это придавало в моем сознании песне особую значимость. Куплет под запретом! Уже потом мне довелось познакомиться с полной версией лУтренней гимнастики╗. Вполне безобидные строки. Не могу понять тех людей, которые подвергали цензуре песни, вырезали кадры из кинофильмов. Тем самым, искажая первоначальный замысел поэта, режиссера, лХудожника╗ одним словом. Но, а в детстве, когда мы познавали впервые слова, скажем так, не слишком нормативной лексики упор в сознании делался на звучание строчки из лУтренней гимнастики╗: лВодными займитесь проце - дурами!╗, на искусственное разделение последнего слова, своего рода ударении на последней части этого слова. По квартире разносились слова песен лКорабли, корабли╗, лНоль семь╗, лОн не вернулся из боя╗ и многие другие. Бежала игла проигрывателя по канавке пластинки, издавая специфическое шуршание. В нынешнем мире кассет и CD экзотика, недоступная современным подросткам!

   На четырнадцатилетние отец подарил мне сборник Владимира Высоцкого издательства лКнижная палата╗ 1989 года. Правда несколько лет он просто лежал на полке. В моде тогда были лМодерн токинг╗, лЕвропа╗, лМеталлика╗. Мы собирали их значки, из кармана брюк у нас торчала цепьЕ Хотя нет, в 13-14 лет нам нравились шуточные песни Владимира. Например, лПисьмо в редакцию телевизионной передачи лОчевидное - невероятное╗ из сумасшедшего дома Ц с канатчиковой дачи╗ или лОдна загадка или почему аборигены съели Кука╗, а также лВеселая покойницкая╗, лПесня о сумасшедшем доме╗ и другие. Много для нас в текстах этих песен было юмора, веселого. Но, а Бермуды тогда активно, как сейчас принято говорить, лраскручивались╗ средствами массовой информации  и мы не были в стороне от этой темы. 

   В 1990 году у меня появился магнитофон и плеер. На одну аудиокассету с моей подачи переписал с отцом с пластинок (грампластинок, как их я тогда называл) некоторые песни Владимира Высоцкого. Качество записи было очень плохим, да еще вперемешку с нашими голосами между песнями вроде того: начинай, заводи. Но эта кассета цела до сих пор, как и старые грампластинки. Как - то года два назад, что называется лтряхнул╗ стариной, вытащил из коробки проигрыватель и прослушал несколько пластинок, в том числе и Высоцкого. Я тогда был еще студентом и с большим любопытством прослушал  представшую мне в новом качестве песню лТоварищи ученые╗. В голове моей были интегралы с дифференциалами, дивергенции с потенциалами. А тут:

            Товарищи ученые, кончайте поножовщину,

             Бросайте ваши опыты, гидрид и ангидрид:

             Садитеся в полуторки, валяйте к нам в Тамбовщину,Ц

            А гаммаЦ излучение денек повременит.

   Действительно, как далека абстрактная высшая математика, физика и химия от реальной жизни.

   В начале 90-х я открыл для себя лОхоту на волков╗, лПесню о вещей Кассандре╗. Записал их на аудиокассету. Глубокий смысл песен привлек к себе мое внимание. Что касается лПесни о вещей Кассандре╗. Строчки:

              Но ясновидцев Ц впрочем, как и очевидцев

              Во все века сжигали люди на кострах.

 мне были очень близки. В детстве и подростковом возрасте я стремился строить свою жизнь на принципах ненасилия, очень увлекался радикальными футурологическими идеями лРимского клуба╗, которые как мне казалось, были безальтернативным  путем развития человечества. Но, как пел Владимир:

             Без умолку безумная девица

             Кричала: лЯсно вижу Трою павшей в прах!╗

   Что касается лОхоты на волков╗, то эта песня мне нравится в целом. Бывает, что музыкальное произведение завораживает. Это относится и к лОхоте на волков╗. Ее я могу хоть десять раз слушать подряд, глубже проникаясь текстом, музыкой, ритмом песни. Но, а строчка:

            Я из повиновения вышелЦ

            За флажки Ц жажда жизни сильней!

 была для меня своеобразным гимном свободы. Но, а кому из моего поколения не хотелось этой самой лсвободы╗?

   В середине 90-х в возрасте двадцати лет я, наконец, осилил подаренный отцом сборник. Читал внимательно, вдумываясь в смысл каждой строки, делал для себя заметки карандашом прямо на страницах книги. Привлекала актуальность, современность стихов Высоцкого. Написаны они были лет двадцать пять и более тому назад, а такое впечатление, что это наша жизнь. Это касается как светлого, доброго, так и того негатива, который, к сожалению, имеет место быть в нашей жизни.  С чем то я соглашался, ставя на полях знак л+╗, с чем то мог бы поспорить, но равнодушными меня они не оставили. Я отметил тогда для себя песни: лАнтисемиты╗, лПро Сережу Фомина╗, лПотеряю истинную веру╗, лПеред выездом в загранку╗, лПесня о сентиментальном боксере╗, лА люди все роптали и роптали╗, лСлучай в ресторане╗, лПесня сказка о нечисти╗, лПесенка про йогов╗, лЛукоморья больше нет╗ и другие. Познакомился с лРоманом о девочках╗.

   Во второй половине 90-х я услышал песню лСтарый дом╗ в исполнении  Юрия Шевчука. Глубокий смысл песни меня потряс. Я купил себе кассету с записью сборника лСтранные скачки╗. Потом уже мне приходилось слышать эту песню и в авторском исполнении.

   Уже сейчас общаясь со своими ровесниками, узнаю, что и им тоже творчество Высоцкого далеко не безразлично. Многим нравятся его юмористические песни, а также те, которые в своих тестах отражают реальность жизни во всех ее проявлениях, как позитивного, так и негативного планов. Вопросы духовного поиска, смысла жизни всегда волновали немалую часть молодежи. Отчасти найти ответ помогали произведения Владимира Высоцкого. И последнее, проходит время, изменился строй, а песни Высоцкого не теряют своей актуальности до сих пор.

 Октябрь Ц декабрь 2001 года.  Опубликовано в журнале "Горизонт"  № 41, январь 2003 года.



Hosted by uCoz